С 9 по 23 октября во второй раз в Бресте пройдет фестиваль «Месяц фотографии в Минске: Брест EDITION».

Программа фестиваля Месяц фотографии в Бресте в 2020 посвящена женской фотографии. Последние годы в искусстве вернулись к обсуждению феминистского искусства, правил, регулирующих рынок искусства, и места женщин на нем. Особенно часто среди фотографов (-ок) поднимается тема «femal gaze» — женского взгляда, а также взгляд на женщин и женственность. Организаторы фестиваля решили предоставить слово женщинам, поддержать их творчество и подумать, есть ли и в чем специфика «женского взгляда».

Темой 2020 года в Бресте стала женская молодая фотография, а куратором фестиваля выступила Марта Шиманска (Лодзь, Польша). В пространстве «Консерва» разместится основная экспозиция «Be a Lady» из 8 проектов беларуских авторок и отдельный проект визуальной художницы и театральной фотографки Магды Хекель «Менады».

Ставя своей целью укрепить фотографию в Беларуси как отдельный вид искусства, ежегодно фестиваль объединяет несколько площадок. В рамках программы этого года Пространство К Х представит групповую выставку «дом где я».

Открытие фестиваля состоится 9 октября последовательно в двух пространствах:

  • в 18:00 в Пространстве К Х (ул. Халтурина 2/1);
  • в 19:00 в пространстве «Консерва» (ул. Куйбышева 33)
По мнению фотокритика и члена команды «Месяц фотографии в Минске» Ольги Бубич, групповая выставка основной экспозиции «Be a Lady» имеет все шансы оказаться важным высказыванием с европейским резонансом и представить иной взгляд на острую для Беларуси тему — возможно, с того самого «нужного» критического расстояния, которое сейчас особенно актуально.

Анна Бунделева, Даша Бубен, Дина Данилович, Юлия Лейдик, Маша Святогор, Ольга Кириллова, Татьяна Ткачева и Жанна Гладко бросают вызов и противостоят этим стереотипам: они предоставляют слово женщинам, используют собственный опыт, предлагают новые образы женственности, показывают как с нежностью, вниманием и без объективизации можно сфотографировать другого человека.

Женщины сознательно высказываются, в том числе и в фотографии. Сегодня это важно как никогда. Они уверяют: будь леди — если хочешь. Скажи «да» — если чувствуешь, что тебе это подходит. Скажи «нет» — если того требует ситуация.

«Будь леди, — сказали они. Твоя юбка слишком короткая. Твоя майка слишком открытая. Твои штаны через чур в обтяжку. Не обнажайся так сильно (…). Будь леди, — сказали они. (…) Не привлекай к себе столько внимания. Не работай допоздна. Не шути пошло. Не тусуйся по ночам. Никому не доверяй. Не говори «да». Не говори «нет». — Это первые и последние строки манифеста американской писательницы и феминистки Камиллы Рейнвилл, из которого было взято название выставки.

Фотография — чрезвычайно мощное и влиятельное средство выражения с огромным охватом, также отвечает за укрепление гендерных стереотипов. Куратор отмечает, что сознательную дискуссию о стереотипах художники ведут с 1970-х годов. Однако движение «женского взгляда» за последние годы приобрело в фотографии исключительную силу. Основополагающим для «женского взгляда» (англ. female gaze) является представление мира через отличную от «мужской», культурно доминирующую в течение многих лет призму, и предполагает разнообразие в отображении действительности. Теперь женщины с большим энтузиазмом принимают участие в дебатах о положении их в искусстве и фотоиндустрии, и показывают альтернативные точки зрения на так называемые «мужественность» и «женственность».

Партнёры: Институт Адама Мицкевича, галерея «Jednostka» и Мастерская оформления (Лодзь), Министерство культуры и национального наследия Польши (Варшава), арт-квартал «Conserva», Пространство КХ (Брест).


Made on
Tilda